Фехтмейстер Сергей Мишенев: в гостях у мастера

В гостях у фехтмейстера

Поделиться:

Фехтовальный зал, открытый в прошлом году на Васильевском острове командой единомышленников во главе с известным петербургским фехтмейстером Сергеем Мишеневым, органично вписался в исторический облик Петербурга.

Веера клинков на стенах, принадлежащие различным эпохам и этносам, уникальные тренажеры, воссозданные по старинным иллюстрациям, геометрически строгие дорожки из итальянской резины, мишени из натуральной бычьей кожи, фехтовальные маски. Особенная атмосфера, царящая в зале, вызывает ассоциации с золотым веком российской аристократии. Такое ощущение, что вот сейчас часы пробьют шесть пополудни и пространство начнет наполняться статными мужчинами с офицерской выправкой, зазвучит красивая французская речь, зазвенят клинки и бокалы.

Фехтовальное искусство — неотъемлемая часть российской культуры. Об этом очень приятно размышлять в зале, который носит имя первого российского профессора фехтования Ивана Ефимовича Сивербрика.

Приятно, потому что благодаря стараниям таких людей, как Сергей Мишенев, восстанавливается преемственность поколений и культурные традиции славного прошлого не обрекаются на забвение в настоящем, имея большие перспективы развития в будущем.

По задумке создателей зал выполняет одновременно несколько функций. Это, собственно, место для занятий фехтованием, музей с интересной экспозицией, библиотека с редкими книгами и клуб для людей со схожими интересами и общим романтическим хобби имя которому фехтование.
Если вы хотите больше узнать про дом, спросите о нем у его хозяина. Сергей Мишенев — отличный собеседник. Гостям из журнала «FREE ТАЙМ» он много интересного рассказал о коллекции оружия, украшающего стены зала, о фехтовании в кино, театре и в Международной академии фехтовальных искусств, президентом которой он является.

О тальварах и рапирах

оружие фехтовальщика

Среди мечей, представленных в экспозиции и представляющих историческую ценность, я бы выделил театральный клинок XIX века, с которым выходили на сцену Качалов и Собинов, все Гамлеты того времени.

Есть в коллекции меч, созданный для съемок фильма «Александр. Невская битва». Я работал в этой картине постановщиком боев. И мне достался меч-дублер оружия Александра Невского, выкованный на тот случай, если оригинал сломается.

Рядом в мечом Невского находится клинок, которым я особенно горжусь, потому что сделал его собственными руками. Я считаю, что учитель фехтования должен уметь не только виртуозно владеть оружием, но еще и создавать его. Многие считают, что это исторический подлинник, и мне это приятно. Значит, действительно, меч удался.

Среди этнической коллекции могу выделить индийские тальвары – подлинники XIX века. Они интересно изготовлены. Они собираются не на заклепках или винтах, как европейское оружие, а на смоле. Каретка пустотелая внутри, туда заливается горячая смола, а потом втыкается, вклеивается клинок. Интересно, что в смолу обязательно добавляются драгоценные или полудрагоценные камни. Если тальвар в золоте, значит, внутри находятся бриллианты. Какие камни спрятаны внутри наших тальваров, я не знаю.

Основная наша музейная экспозиция — маски и над ними веера рапир – традиционное украшение любого европейского фехтовального зала. Среди клинков много подлинников рубежа XIX-XX веков. Маски советские, 1960-1970-х годов.

О тренажерах и мышах

Сергей-Мишенев-на-тренировке

У нас есть несколько особенных действующих тренажеров, которые отчасти тоже можно причислить к музейным экспонатам. К примеру, тренажер, который мы сконструировали по учебнику XVIII века. Это конструкция с обратной связью, внутри которой двигается сердечко. Его нужно проколоть рапирой.

Большой популярностью у наших учеников пользуются игрушечные мыши. Причем к ним неравнодушны не только дети, но и взрослые. Мыши помогают правильно фиксировать положение левой руки в основной стойке и делать выпады.

О фехтовальных исследованиях

В большинстве случаев к нам приходят люди с нуля. Реже для переквалификации после спорта.

Основная специализация академии – классическое фехтование. Колющая и рубящая классика. Это позднее историческое фехтование. Наиболее проработанная, сложная система. Аристократическое боевое искусство. Олимпийское фехтование построено на классике. Сценическое — тоже.

А еще у нас такая специализация, которой больше нет нигде в Питере и вообще в России. Это национальные виды фехтования. Почему больше нигде нет? Потому что я и мои соратники лично ездили по всему миру и в 30 странах изучали фехтовальное искусство разных народов.

Для того чтобы изучить турецкий матрак, мы ездили в исследовательские экспедиции в Турцию и там изучали основы этого боевого искусства. Это мы открыли матрак для России. И сейчас приглашаем специалистов из Турции, сами туда ездим.

Ирландская двуручная трость клана Дойла в России вообще была неизвестна. Но я как-то вычитал об этом в старой книге, заинтересовался. Потом удалось найти специалиста, который живет и работает в Германии. Он приехал к нам с первыми мастер-классами. Сейчас в других школах Москвы и Петербурга преподают ирландскую двуручную трость. Но изначально это было наше открытие.

О баталиях в кадре и на сцене

Доспехи фехтовальщика

Если говорить про сценическое фехтование, то я ставлю бои в Мариинском театре, преподаю фехтование на кафедре актерского искусства, периодически работаю в кино.

Самая крупная работа из последних – «Александр. Невская битва».

В сериале «Мушкетеры Екатерины» я поставил 18 боев для 12 серий. Это была интересная запоминающаяся работа с большой отдачей, с огнем в душе. Приятно было работать и над сериалом «Пером и шпагой» с Антоном Макарским.

В процессе постановки боев многое приходит через импровизацию. А вот актеры уже не импровизируют. Они сначала заучивают как танец. А потом уже наполняют его своим исполнительским мастерством в кадре. Это их ключ к фехтовальной технике.

О первом бое

Если человек берет один индивидуальный урок в неделю, драться он сможет только через год. Чем больше интенсивность занятий, тем раньше человек начинает фехтовать. Но по классическим принципам дело не в скорости. Нужно наработать технику настолько крепко, чтобы она не разрушилась при попытке адаптировать ее в боевой ситуации. Чем крепче фундамент, память в мышцах, тем лучше.

О романтиках и бизнесменах

Взрослые люди приходят к нам часто за романтикой. Кому-то фехтование помогает добиваться успеха в бизнесе – учит ставить более четкие цели, сосредотачиваться на результате. Кому-то оно может круто изменить жизнь. Например, один из наших учеников после обучения ушел из бизнеса и стал режиссером.

Возраст, комплекция, изначальная подготовка в фехтовании на самом деле не так важны. Не надо бояться пробовать. Главное, себе нужно ответить на вопрос: зачем я сюда пришел? За спортивными результатами?

Нет. Спортивное фехтование для взрослых людей не предназначено. Ему учат с детства. Тогда зачем? Обрести красивое хобби? Окружить себя людьми, кто разделяет твое романтическое увлечение? Для того чтобы приходить домой не с работы усталым, выжатым как лимон, а из фехтовального зала бодрым и с горящими глазами? Да. Для этого и существует наш фехтовальный зал.

Беседовал Денис Петров

 
[jetpack-related-posts]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *