4.03 Фонограф-Джаз-Трио с программой «ЧАЙКОВСКИЙ IN JAZZ. ВРЕМЕНА ГОДА. NEW» | FREE ТАЙМ Самара

4.03 Фонограф-Джаз-Трио с программой «ЧАЙКОВСКИЙ IN JAZZ. ВРЕМЕНА ГОДА. NEW»

Поделиться:

Программа:

  1. Декабрь. «Святки»
  2. Январь. «У Камелька»
  3. Июнь. «Баркарола»
  4. Март. «Песня жаворонка»
  5. Октябрь. «Осенняя песнь»
  1. Апрель. «Подснежник»
  2. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
  3. Февраль. «Масленица»
  4. Ноябрь. «На тройке»

Средняя продолжительность

1 час 05 минут

Джазовые обработки классических опусов ведут свою историю с 30-х годов. В анналы джаза вошла пьеса, записанная оркестром Бенни Гудмена (аранжировщик Алек Темплтон), — «Bach Goes To Town» — одна из первых попыток взаимодействия джазового музицирования с баховским стилем. В России оркестр Леонида Утесова не без успеха работал с темами Чайковского и Римского-Корсакова. Биг-бэнды Стэна Кентона, Вуди Германа в своих композициях иногда использовали темы из классических произведений. В 50–60-х годах эти тенденции получили развитие в так называемом «барокко-джазе». Впрочем, к концу 20-го века взаимодействие джазовых идиом и языка академической музыки стало в большинстве случаев достаточно стандартным приемом и практически лишилось привкуса новизны.

Однако новая работа трио Сергея Жилина «Чайковский in jazz. Времена года. NEW» (аранжировка Юрия Маркина),  показала, что идея оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой удивительные результаты.

Во-первых, поразительно точным оказался выбор пьес. «Времена года» Чайковского – это репертуар старших классов ДМШ и младших курсов училища. Вещи «заигранные», привычные и даже несколько простоватые для «продвинутых» музыкантов. Но эти пьесы внезапно обнаруживают такую музыкальную глубину и такую возможность стилистического развития, о которых трудно было даже подозревать.

Во-вторых, джазовый фортепианный мэйнстрим, обращаясь к камерной (если не салонной!) музыке 19 века, получает  настолько мощный творческий импульс, что по-новому начинают работать его на первый взгляд стандартные фактурные и гармонические приемы.

В этом проекте все новое и необычное приходит как будто бы изнутри исполняемых произведений. Уже в самих темах Чайковского становится возможным их новая гармонизация. Но не за счет стандартных джазовых аккордов, а с помощью гармонического языка позднего романтизма и музыки 20 века, обогащенных джазовыми звучаниями.

Поразительно то, с какой легкостью и естественностью пьесы из «Времен года», написанные в последней трети 19 века, воспринимают в себя стили последующих эпох – джазовые и не джазовые – вплоть до современной поп- и рок-музыки («На тройке»).

Очень интересно и то, как эти темы получают свое музыкальное развитие: иногда ожидаемое, а иногда и нет (великолепное фугато в «Баркароле»). Случаются и тембровые сюрпризы –  мелодия «Баркаролы» у бас-гитары.

Самым удивительным оказался «Вальс цветов» – единственная пьеса не из «Времен года». Здесь соединение разных фортепианных стилей – вплоть до «страйда» – дало эффект чуть иронический. Так наверное получилось, если бы Чайковский вдруг решил поиграть на фортепиано вместе со Скоттом Джоплином в салуне где-нибудь в Сент-Луисе или Чикаго. Но в 2011 году!

Состав:

  1. Рояль                                                                        4. Звукорежиссер
  2. Ударные                                                                  5. Технический работник
  3. Контрабас (бас-гитара)                                      6. Администратор                                                                        

Итого: 6 чел.

 
[jetpack-related-posts]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *